Рекомендации по выработке общеобразовательными учреждениями требований к одежде обучающихся в части гигиены и безопасности
от
27 ноября 2012последнее обновление:
29 марта 2025
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека в рамках реализации мер, направленных на обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения отмечает, что в процессе
дошкольного и школьного образования, наряду с материально-техническим состоянием
образовательных учреждений и организацией питания одежда детей играет
существенную роль в сохранении и укреплении здоровья детей и
подростков. Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви формирует
микроклимат пододежного пространства (температура, влажность, паро-,
воздухопроницаемость), позволяет одежде обеспечивать субъективные комфортные
условия при оптимальных микроклиматических параметрах в помещении
образовательного учреждения. Результаты корреляционного анализа
заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых
причинно-следственных связей между функциональным назначением предметов одежды и
ее качественными показателями, с одной стороны, и заболеваниями кожи (контактный
и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, острые
респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой
стороны. Указанные заболевания в структуре общей заболеваемости детей и
подростков занимают ведущее ранговое место. Так, на долю болезней кожи и
подкожной клетчатки среди детей приходится около 7,0% от всех заболеваний, а в
ряде регионов доля кожных заболеваний превышает среднероссийский показатель на
8-12%. При этом, особое место среди заболеваний кожи занимают контактные
дерматиты, на долю которых приходится более 20%, и которые обусловлены снижением
функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоев. Несоответствие,
используемой детской одежды и обуви ее функциональному назначению, снижение
функционального назначения одежды 3-го слоя и одежды 1-го и 2-го слоев,
предназначенной для занятий физической культурой, на фоне несовершенных в
детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно-климатических
условий приводят к простудным заболеваниям. При этом, в эпидемический процесс
гриппа и ОРВИ в одинаковой степени вовлекаются дети всех возрастных групп и
преимущественно регионов Дальневосточного, Северо-Западного Сибирского и
Уральского федеральных округов. П.п. 4.16., 4.5., 6,2 санитарных правил
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предусмотрено размещение
в зданиях общеобразовательных учреждений гардеробов с обязательным оборудованием
мест для каждого класса с вешалками для одежды и ячейками для обуви. В
спортивных залах и бассейнах раздевалки тоже оснащаются вешалками для одежды и
ячейками для обуви. Наличие, оборудованных в соответствии с требованиями
санитарных правил гардеробов и раздевалок, определяется сезонным их
функциональным назначением для хранения верхней одежды в холодное время года и
необходимостью переодевания в одежду для занятий физической культурой. Особое
место в одежде детей отводится головным уборам, влияние которых на функции
школьника характеризуется массой, гигиеническими свойствами материалов,
используемых для их изготовления, способностью поддерживать
температурно-влажностные параметры в пространстве под ними. Ношение детьми и
подростками головного убора в помещении во время учебных занятий и занятий
физической культурой, а также несопряженного по своему функциональному
предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата,
является причиной различных заболеваний, влияет на сосуды головного мозга, может
приводить к увеличению напряженности мышц затылочной области головы и плечевого
пояса, что является причиной заболеваний шейного отдела позвоночника, а также
может снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению
угла периферического зрения. Совокупность требований к
материально-техническому оборудованию образовательных учреждений (учебные
помещения, гардеробы, раздевалки, мебель) и нормативных требований к
функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и безопасности
материалов формирует необходимость введения специализированной одежды для школы
(школьной формы). Актуальность школьной формы обусловлена и особенностями
роста и развития детского организма в этот период. Дети различного возраста
имеют особенности организации движения (степень развития мышц, амплитуда
движений и др.), которые оказывают влияние на величины изменения размеров тела
детей в динамике. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и
динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана
обеспечить динамический комфорт. Комфортная и удобная школьная форма, сшитая
из натуральных и безопасных материалов, является залогом, прежде всего,
сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных проблем, формирует
позитивный настрой, психологически спокойное состояние и активизирует желание
учиться.
Вход
Введите номер телефона
Мы отправим код или позвоним по номеру телефона. Отвечать на звонок не нужно. Код придет в виде СМС на мобильный телефон