16 октября 2012 года Госдума в первом чтении приняла проект закона,
предусматривающий отмену обязательной рассылки "писем счастья" о состоянии
пенсионных счетов застрахованных лиц в связи с переходом на электронный формат.
В случае отмены рассылки "писем счастья", каждое застрахованное лицо может
одним из нескольких способов самостоятельно получить информацию о состоянии
индивидуального лицевого счета.
Во-первых, застрахованное лицо имеет право на
получение копии сведений у работодателя:
Согласно ст.15 Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования", работодатель обязан передавать бесплатно
каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или
заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по
которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются
страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда
Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для
включения их в ИЛС.
Во-вторых, на получение выписки из индивидуального
лицевого счета (ИЛС) в территориальных органах Пенсионного фонда Российской
Федерации:
В соответствии со ст.14. Федерального закона № 27-ФЗ
застрахованное лицо имеет право получить бесплатно один раз в год в органах
Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения,
содержащиеся в его ИЛС. Выписка из ИЛС содержит сведения о трудовом стаже,
суммах начисленных и уплаченных страховых взносов и позволяет оценить полноту и
достоверность сведений, предоставленных работодателем в ПФР.
При этом запрос
на получение выписки можно направить по почте. Выписка из ИЛС будет направлена
заявителю также почтовым отправлением.
В-третьих, предоставлена возможность
получить информацию в режиме реального времени о состоянии индивидуального
лицевого счета на Едином портале государственных услуг
www.gosuslugi.ru.
В-четвертых, получение
информации о состоянии ИЛС возможно и в кредитной организации:
Сведения в
электронной форме предоставляются через интернет-банкинг, через терминал
самообслуживания (банкомат) кредитной организации или через операциониста
кредитной организации (например, Сберегательного банка), с которой ПФР заключено
соглашение, бесплатно один раз в год, начиная с года, следующего за годом подачи
заявления о предоставлении информации в электронной форме.
Кроме того, в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривается
внедрение на всей территории Российской Федерации универсальной электронной
карты гражданина РФ, с использованием которой граждане также смогут получать
информацию о состоянии их ИЛС в электронном виде.
Таким образом,
предусмотрена доступность получения информации о состоянии индивидуального
лицевого счета для всех слоев населения, в том числе для жителей отдаленных
населенных пунктов и для тех, кто не пользуется Интернетом.